С самого раннего возраста необходимо вырабатывать у собак не только приемы общего послушания, но и навыки, необходимые при охоте. |
Апортирование — ношение предметов в зубах — очень нужное рабочее качество охотничьей собаки. Оно особенно хорошо развито и генетически закреплено (передается по наследству) у континентальных легавых и спаниелей, в меньшей степени у островных легавых, лаек и норных, а хуже всего у гончих собак. Соответственно и выработать это качество у них сложнее.
У щенков всегда есть потребность играть, и приучать их к ношению вещей можно уже с трех — четырех месяцев. В таком возрасте обучение должно носить характер игры, а ни в коем случае не принуждения. Надо иметь в виду, что запах и осязание дичи в большинстве случаев заинтересовывают щенка, но у некоторых из них они вызывают чувство брезгливости. На первых порах для апортирования лучше использовать предметы из обихода хозяина (рукавицу, носок, платок и др.): запах хозяина приятен щенку. Предмет следует аккуратно свернуть, сделать удобным для взятия в зубы. Этим предметом можно со щенком играть и вырабатывать у него привычку какое-то время держать апорт во рту. Затем апорт можно бросать на небольшие расстояния и, когда щенок возьмет его, собачку надо подзадорить и «поменяться» с ней на лакомство. Это очень быстро заинтересует щенка в подаче.
Со щенками легавых пород и спаниелями такие занятия можно проводить и в комнатных условиях, а со щенками лаек и гончих — во дворе, парке и т.п. |
Свои действия необходимо сопровождать командой «Апорт» — предложить щенку взять предмет или мягко вложить его в пасть, а через некоторое время забрать, дав при этом команду «Дай» или «Подай» и похвалить.
После того как собака научится свободно брать предмет из рук хозяина, его можно начинать бросать. Перед тем как бросить предмет, щенка следует посадить. Бросив апорт, некоторое время (8-10 сек) сделать выдержку, а затем по команде «Подай» послать собаку за предметом. Когда щенок будет охотно носить и подавать, следует постепенно заменять предметы апортировки. Палочку обшить заячьей шкуркой, а в хлопчатобумажный носок положить пару-тройку птичьих крыльев — сделать компактную поноску. Если поноска берется с неохотой, собака брезгует, следует увеличить толщину покрытия — натянуть еще один, а то и два носка.
Продолжительность занятия определяется настроением щенка. Постепенно следует добиваться, чтобы апортирование стало привычным упражнением. В качестве поноски можно использовать и крупную кость. Особенно на пути домой: собаки все лакомое тащат в будку или квартиру и, почувствовав, что она идет домой, охотно понесет такой лакомый предмет, как кость. Дома кость следует поменять на съедобную или дать корм.
Во время обучения щенка можно использовать много вариантов поощрения голосом, которые вдохновляли бы собаку и были бы ей приятны. Ни в коем случае не следует прибегать к жесткому принуждению, это может осложнить дальнейшую дрессировку.
Надо иметь в виду, что собака, усвоив апортирование и поняв, что этим доставляет удовольствие хозяину, нередко самостоятельно, без команды подает различные предметы, либо заменяет брошенный предмет другим, более привлекательным с ее точки зрения. При этом она может принести падаль или кусок фекалий. В таких случаях иной владелец приходит в негодование, ругает и даже прибегает к побоям. Так можно испортить собаку, ведь у нее были лучшие и искренние намерения угодить хозяину. Поэтому с собакой следует заниматься в местах, где нет отбросов, а уж если случилась такая подача, то надо проявить мудрость и сдержанность.
От подружейных собак и лаек требуется подача с воды. Поэтому надо приучать щенка к воде и делать это постепенно и в теплое время года. Владельцу следует купаться вместе со щенком, заносить его в воду и предоставлять возможность самостоятельно достигать берега вплавь. Щенок очень быстро поймет прелесть купания в жаркую погоду, и будет охотно идти в воду, тем более, если приглашает хозяин.
Когда щенок привыкнет к воде, и будет спокойно заходить в нее, следует предложить ему подать апорт с мелкого места, постепенно забрасывая предмет все дальше и дальше, усложняя упражнение.
Одновременно с усложнением схемы подачи, собаку надо приучать к выстрелу. Здесь нужен помощник, который в стороне делает выстрел и бросает поноску. Дрессировщик же все внимание уделяет щенку и в зависимости от его поведения корректирует действия помощника. Если щенок охотно подает апортируемый предмет, то на выстрел у него вырабатывается положительная реакция. Приучая собаку к выстрелу, патрон следует снарядить 1/3 — 1/2 холостого заряда.
В возрасте 7-8 месяцев щенка уже можно брать на охоту, особенно на осеннюю, которая позволяет без особых усилий вырабатывать у щенка полезные навыки.
Натаска — знакомство с дичью, развитие поиска, отработка стойки. Большинство щенков легавых пород и спаниелей, причуяв птицу или увидев ее, меняют свое поведение. При причуи-вании дичи походка у щенка становится пружинистой, крадущейся, и когда птица оказывается на расстоянии, с которого доносится сильный запах, собака останавливается — делает стойку. Спаниели стойки не делают. Они, причуяв дичь, становятся очень активными: начинают сильно работать хвостом. А обнаружив место нахождения птицы, спаниель делает короткую приостановку, затем быстрым подходом (подводкой) или прыжком поднимает на крыло. Аналогично по птице работает лайка. У собаки много общего с хищником, скрадывающим дичь. Человек путем дрессировки трансформировал это качество в навыки, удобные для охоты. Знакомство с полем надо начинать не ранее 4-х-5-ти месяцев. До этого в возрасте 3-х-3,5 месяцев можно брать на прогулки, но следует учитывать быструю утомляемость щенка. В процессе прогулок щенок получает нагрузки, укрепляющие сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, знакомится с окружающим миром. Постепенно перестает реагировать на малозначимые раздражители (птичек, кузнечиков и проч.) и начинает отдавать предпочтение более сильным запахам.
Владельцу не следует расстраиваться, если щенок в возрасте 3-х-6-ти месяцев не проявляет заинтересованности, не стремится обследовать местность. Всему свое время. Есть щенки, которые рано принимаются за работу, есть такие, которые долго «принюхиваются» и начинают работать уже в более взрослом возрасте.
С 5-ти месяцев можно начинать отрабатывать на лугу с низким травостоем поиск челноком — на параллелях. Длина параллелей должна быть не более 50 метров, а интервал между ними 8-10 метров. Для этого щенка надо взять на длинный шнур (30-35м) и подойти к месту, откуда намечено начать работу, обязательно с подветренной стороны. Щенка надо положить, выдержать 3-5 минут. Затем дать команду «Рядом», сделать несколько шагов и послать в поиск командой «Ищи», рукой указав направление поиска. Целесообразно одновременно с выбросом руки бросить кусочек мяса. Когда собака его найдет и съест — это будет безусловным подтверждением жеста. Такой прием создает у собаки заинтересованность и она, реагируя на жест, начинает энергичный поиск. Ведущему (владельцу, натасчику) надо следовать за собакой, несколько отставая от нее. Когда она пройдет 25-30 метров, надо изменить направление, дав собаке команду свистком и жестом. Одновременно направление движения собаки регулируется поводком (шнуром). Когда она дойдет до конца параллели, ведущий опять дает свисток и жестом снова указывает смену направления. Постепенно собака усваивает схему поиска и начинает работать на параллелях.
Самое трудное в натаске — гашение инстинкта преследования. Если это обстоятельство упустить, дать собаке погнать дичь, в дальнейшем потребуется много времени, чтобы поставить ее на стойку. Здесь надо воспользоваться приемами общего послушания и в первую очередь командой «Лежать!» Если собака обнаружила дичь и встала (сделала стойку), страхуя собаку шнуром, ведущий должен обойти ее, не вызывая чувства соперничества, затем самому вытоптать птицу и при ее взлете дать команду «Лежать!» При таких действиях ведущего у собаки складывается впечатление, что она без хозяина «распорядиться» и поднять птицу на крыло не может. Но такая отработка выдержки на стойке иногда может привести к возникновению «мертвой стойки» и в дальнейшем для продвижения собаки к птице ее придется подталкивать. Правда, эти «тормоза» постепенно ослабевают, и собака начинает работать в соответствии с подаваемыми командами. А у собаки не возникает такого тяжкого порока, как «гнать птицу» — поднимать ее на крыло, не дождавшись хозяина. Умелое воздействие шнуром обеспечивает нужное дистанцирование собаки и позволяет вовремя пресечь попытку гнать птицу. При охоте с лайкой по боровой дичи желателен широкий поиск — полаз. При этом лайка поднимает птицу, сажает на дерево и в последующем облаивает. При деликатном облаивании птица не улетает и становится трофеем хозяина.
При охоте на уток с подхода собаку надо держать у ноги по команде «Рядом» и посылать в поиск там, где должна быть затаившаяся дичь. Если собака уходит далеко вперед от ведущего, то уток она поднимет вне выстрела.
Работа по следу — это умение собаки особенно ценно при доборе подранков мелкой дичи, копытных и др. Следовую работу со щенком уже можно начинать в возрасте 2-2,5 месяцев. Занятия следует проводить до очередного кормления.
При прокладке маршрута требуется, чтобы «след дичи» как можно больше отстоял от следа человека, который его прокладывает. Для этого пользуются шестом длиной 2,5-3 м, к концу которого привязывают волок. На первых 4-6 занятиях след целесообразно прокладывать куском горячего мяса или мешочком из многослойной марли, в который положить горячую кашу с мясом (для более сильного запаха). Желательно, чтобы помощник, прокладывая след, находился в поле зрения ведущего. Это будет ориентировать натасчика и при необходимости он сможет помочь щенку.
Первый участок маршрута (50-60 м) лучше всего проложить по тропе, а затем (60-120 м) по кошенине или низкой траве. В конце проложенного следа надо поставить миску с едой. Такая схема следовой работы достаточно проста для щенка. А когда он заинтересуется и начнет работать уверенно, то надо постепенно усложнять условия. По этой схеме можно работать со всеми породами собак.
На проработку следа щенка надо пускать на длинном поводке. Подведя к началу следа, посадить или уложить щенка, и в таком положении выдержать 1,5-2 минуты. Затем дать команду «Рядом» и подвести его вплотную к исходной точке проложенного следа (волока) и только затем дать команду «Ищи».
Сильный запах взволнует щенка. Многие начинают проработку следа с большим азартом и готовностью. Если щенок теряет след, пытается работать верхним чутьем, то необходимо прибегнуть к помощи поводка и им «притормаживать» и направлять щенка на след. Постепенно щенок успокаивается, его поведение становится уравновешенным, он более подробностью начинает прорабатывать след. Важно, чтобы собака работала с опущенной головой и не переключалась на длительную работу верхним чутьем. Такое упражнение следует практиковать не более двух раз в неделю, в течение 2-3 месяцев.
Когда щенок начинает работать уверенно, условия стоит усложнить. Горячий волок заменить остуженным. В следе сделать короткие разрывы, провести след под углом, зигзагом, в обратном направлении. Маршрут постепенно удлинить до 400-700 метров. Основное в этой работе — в процессе тренировок предъявлять к щенку посильные требования: он должен работать с желанием, результат должен радовать его.
Подробная проработка следа, уверенный, без отклонений, ход по нему — все это показатель того, что можно переходить к следующему этапу — к работе по кровяному следу.
Кровяной след лучше всего прокладывать тушкой битой птицы, обильно смазанной кровью. Вначале непрерывный, а затем с разрывами и сменой направлений. В конце следа обязательно оставить тушку. Собаке можно позволить апортировать и принести ее. Так же это дает возможность выяснить, нет ли у собаки склонности прятать или закапывать дичь.
Лучшее время для отработки кровяного следа, когда выпадет снег осенью или в начало зимы. К этому времени весенние щенки уже становятся молодыми собаками (8-10 месяцев). У них отработано общее послушание и есть ряд навыков по специальной работе. Пребывание на зимних охотах им только на пользу. Это совершенствует их возможности как помощников на охоте и способствует их полноценному физическому развитию.
Александр КАШИН, эксперт II категории.
г.Барнаул
Oxota.remesla.ru