Народное боевое искусство Бразилии, капоэйра, возникло в результате причудливого обогащения танцевально-боевого духа местных народов африканскими влияниями. Все началось пять веков назад, когда португальцы приплыли на территорию нынешней Бразилии строить рабовладельческое общество. Однако местные индейцы оказались слишком неподатливым материалом для такого строительства. Пришлось португальцам ехать за рабами в Африку. Со временем натурализованные бразильские негры, естественно, начали воевать со своими хозяевами.
В войнах с рабовладельцами оружием черных братьев были их мощные руки-ноги, зажигательные африканские танцы и бубны с барабанами. При этом традиционные танцевальные движения обогащались приемами защиты и нападения, и то, что получилось в итоге, стали называть капоэйрой.
Вот как выглядит поединок капоэйристов: участники выстраиваются в круг, т.н. «роду». С одной стороны роды стоят или сидят музыканты. Их инструменты — барабан атабаке, бубен пандейро и смычковое сооружение беримбау — лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой (его, кстати, активно популяризирует бывший вокалист легендарной бразильской хэви-метал группы Sepultura, а ныне лидер Soulfly Макс Кавалера). В круг выходят два участника, садятся подле музыкантов и начинают Игру. Двигаясь под музыку, игроки атакуют — но не боевыми приемами, а причудливо-летучими танцевальными па. Все это сопровождается парными акробатическими элементами. При этом противники давно уже могли бы заколошматить друг друга до полусмерти, но не тут-то было: в капоэйре ни в коем случае нельзя касаться соперника! Задача игрока при таком раскладе — не потерять ритма, опередить и предугадать движения противника, вывести его из равновесия. Под непрестанный барабанный бой и неумолчные завывания беримбау танец превращается в пластический вихрь, в котором уже невозможно разобрать, чьи конечности только что пролетели у тебя прямо перед носом. И при этом никто никого и мизинцем не тронул!
«Уэсли Снайпс?» — переспросил русский капоэйрист Роман Белов, — «я не уверен, что он классный боец».
-Приходилось ли тебе использовать капоэйру для самозащиты — бесконтактно кого-нибудь побить?
-Бывали моменты. Боец капоэйра владеет своим телом лучше любого уличного хулигана и может нанести конкретный удар ногой или рукой.
-Если встретятся каратист, дзюдоист и капоэйрист, кто победит?
-Все зависит от уровня мастерства. Хороший каратист побьет плохого капоэйриста, и наоборот.
-Капоэйра начиналась как боевое искусство нищих и рабов. Может ли человек с нормальной зарплатой проникнуться духом капоэйра?
-Конечно — акклиматизация стиля давно произошла. И потом, наша страна похожа на Бразилию — такая же большая, небогатая и населенная разными народами, так что условия для развития капоэйра вполне благоприятные.
-По-твоему, Уэсли Снайпс — классный капоэйрист?
-Я не видел, как он ведет себя в круге. В «Блейде» он дерется классно, но в голливудском кино практически все зависит от спецэффектов.
—А как же Брюс Ли?
-Брюс Ли передавал некое состояние на экране — видно было, что он реальный боец. Поэтому он своим примером так и прославил кун-фу, что от него исходило живое мастерство. Что касается Снайпса, тут я не уверен. Вот Марк Дакаскос в «Только сильнейшем» — другое дело, там все видно. С этого фильма, кстати, и началась популяризация капоэйра в России. Второй главный популяризатор — сайт www.kapoeira.ru.
-Для тебя лично капоэйра в первую очередь спорт, боевое искусство, танец или духовные упражнения?
-Некоторые пытаются превратить капоэйру в «песни и танцы народов мира». Другие — в цирковую акробатику. Я отношусь к ней как к спорту, так как считаю, что проникнуть в культуру капоэйра полностью, живя здесь, невозможно. Для этого надо жить в Бразилии. Но как спорт капоэйра представляет отличные возможности — учишься в совершенстве владеть своим телом, чувствовать ритм и музыку. Капоэйра у нас — это прежде всего спортивное шоу. Что отличает русских капоэйристов от собратьев из других стран? Тяга к контакту! Проще говоря, часто хочется дать партнеру в тыкву.
-Наверно, уже и технику пьяного мастера разработали?
-Куда там. Капоэйра — очень тяжелый спорт. И потом, тебе это не нужно — когда ты входишь в круг, вокруг звучат беримбау и атабаке, все хлопают, и ты погружаешься в особый транс.
-Почему у всех капоэйристов длинные волосы?
-Они как антенны ловят сигналы окружающего мира — капоэйристы должны ориентироваться в пространстве как можно лучше. В отличие, например, от буддийскиих монахов, которые стригутся налысо, чтобы полностью погрузиться в себя.
Журнал «MAXIM»