Этот вид развлечений существует уже не одну сотню лет и зародился в Юго-Восточной Азии, если точнее в Тайланде. Прыгали таиландцы, обвязавшись местной разновидностью бузины, которая пружинила, благодаря наличию в ее волокнах каучука. Когда была изобретена авиационная резина, этот вид развлечения привился и в Америке, после чего стал популярен во всем мире.
Во всех цирках мира воздушные акробаты падали на манеж из-под самого купола. У зрителей перехватывало дыхание, но в последний момент артист подлетал вверх на растяжном механизме. Однако первым, кто ввел в употребление словосочетание банжи-джампинг, то есть «прыжки на эластичном канате», стал новозеландец Хэкетт. В 1984 году, привязавшись «резинкой», он спрыгнул с Эйфелевой башни на глазах у толпы зевак, операторов и фотографов. И тут же угодил в полицейский участок.
Что за буря страстей разыгралась тогда! Одни говорили — дешевый трюк, не может, мол, человек сигануть с этакой высоты и не разбиться. Другие уверяли, что гибкая лента станет вскоре более популярной, чем парашют. Во всяком случае, день прыжка с Эйфелевой башни считается началом использования «тарзанки» в качестве рискованного аттракциона.
Вернувшись в Новую Зеландию, Хэкетт обнаружил мост Каварау недалеко от Куинстауна и стал подбирать оптимальный для прыжков с 43-метровой высоты трос. В результате долгих экспериментов он составил таблицу, которой теперь пользуются организаторы прыжков во всем мире. Из таблицы ясно, какая степень упругости и какая длина банжи необходима для человека определенного веса, падающего с определенной высоты.
Мост Каварау был построен китайскими золотоискателями в начале прошлого века, но вскоре перестал использоваться по прямому назначению. В 1988 году на этом мосту открылась первая школа банжи-джампинга. Любители острых ощущений со всего света поехали в Новую Зеландию, чтобы сигануть с моста вниз головой и коснуться ладонью воды, но не сломать при этом пальцы. Правда, удавалось это не каждому. Несмотря на тщательный подбор «резинки», рассчитать скорость падения не так-то просто.
Кадры с изображением первых добровольцев, отважившихся на прыжок с моста Каварау — да еще заплативших немалую сумму за сомнительное удовольствие, — обошли весь мир. Несколько минут смельчаки болтались над водой, потом к ним подплывала лодка, в которой сидели люди с длинным шестом. Висящий вниз головой человек цеплялся за этот шест и спускался в лодку бледный, но гордый.
Через пару лет высота моста Каварау перестала удовлетворять новозеландцев. В 1990 году они освоили новый, теперь уже 80-метровый мост. А для любителей суперэкстрима подвесили над глубоким ущельем платформу — 140-метровое падение длится восемь секунд, но для летуна они как бы растягиваются на более длительное время, словно резиновый трос, привязанный к его ногам.
Сегодня мы можем подвести некоторые итоги опыта прыжков с тарзанкой. Говоря о классификации прыжков с «тарзанкой», выделяют три разновидности.
Первая — прыжки с мостов (bridge swinging rope). Здесь главное условие — тщательный расчет ширины и высоты моста, чтобы тот, кто летит вниз, не достал до земли или до балок моста.
Вторая разновидность — прыжки со строительных кранов (crane swinging горе). В этом случае веревка закрепляется на стреле, а для подъема, как правило, используется альпинистское снаряжение.
Третья разновидность, самая экстремальная — прыжки со скал (rock flying rope & rock swinging rope). Они наиболее опасны, ведь неправильный расчет вылета и длины троса может привести к трагедии.
Самый высокий в мире мост, с которого совершаются прыжки на «тарзанке», находится в ЮАР. С него уже спрыгнули 22 тысячи человек, и всего 30 отказались от прыжка, испугавшись высоты. Каждого, кто рискует кинуться в преисподнюю, снимают на видео, а потом дарят кассету и диплом «За отвагу». Если желающему прыгнуть с моста больше 60 лет, ему позволяют это сделать бесплатно.
Ощущение от полета трудно описать словами. Выражение «душа уходит в пятки» передает его не совсем точно. Скорее, душа покидает тело и камнем летит рядом с хозяином. Затем становится все равно — кажется, будто зависаешь в бреющем полете, медленно паря в небесах. Верх и низ меняются местами — попробуй разбери, где небо, а где земля.
TRAVELONLINE.RU