Снежный покров, образующийся в результате снегопадов в холодное время года, приносит людямноного проблем. В городе обильный снегопад, например, частенько приводит к нарушению движения транспорта. А что можно сказать о небольших населенных пунктах? Они иногда оказываются совершенно отрезанными от мира. Эта проблема особенно остра для России, на обширных территориях которой зимой лежит устойчивый снежный покров (в средней полосе ~ до 4 месяцев, а в Забайкалье, Западной Сибири и в северных районах — от 6 до 11 месяцев).
Но люди не могут прекратить передвижение. Им необходимо заниматься хозяйственной деятельностью, рыболовством, охотой, заботиться о домашних животных. Многих выручают лыжи. Однако они недостаточно универсальны. Охотники хорошо знают, как тяжело даже на широких лыжах ходить по заснеженному лесу. Кроме того, для передвижения на них требуются специальные навыки и физическая сила. Более универсальны для передвижения по глубоким сугробам хорошо забытые сегодня снегоступы.
Археологи предполагают, что человек начал пользоваться снегоступами около 4-х тысяч лет тому назад в Центральной Азии. Из Азии по перешейку, который был на месте современного Берингова пролива, они распространились и на земли Северной Америки. |
Снегоступы по размерам, форме и конструкции значительно различались. Ведь их делали из местных материалов и использовали для передвижения по разной местности: по тундре, по лесу, по горам.
В Европе снегоступы не делали, так как там ходили на лыжах. Скорее всего, это связано с тем, что зимы в Европе всегда были короткими и малоснежными.
Как ни удивительно, но и сегодня отдельные энтузиасты конструируют снегоступы, чтобы путешествовать по горам, лесам и покрытым льдом и снегом рекам и озерам. Иными словами, там, где зимой не пройдет никакая техника, а проложить лыжню не хватит человеческих сил, там можно передвигаться на снегоступах.
Несмотря на то, что в принципе конструкция снегоступов известна, технология их изготовления фактически утрачена. Да и вряд ли она была единой для всех народов на обширной территории, где их широко использовали. Поэтому каждый мастер делает их сейчас по-своему, начиная от выбора материалов и заканчивая технологией обработки и сборки изделия.
Все многообразие форм снегоступов можно разделить на две группы.
Первая из них — снегоступы круглой формы. Они оставляют на снегу след, похожий на медвежий, и очень удобны для ходьбы по пересеченной местности и лесу.
Снегоступам второй группы придают каплевидную форму. Длинные хвостовики сзади как бы волочатся по снежной поверхности и помогают сохранять при ходьбе по ровной местности прямолинейное направление движения.
Рекомендовать определенные формы и размеры снегоступов для самостоятельного изготовления невозможно. Их надо выбирать с учетом конкретных условий эксплуатации и физических данных (веса, роста, силы) человека, для которого они предназначены.
Проще всего изготовить формообразующий обруч снегоступов, несущий основную нагрузку при ходьбе, из ясеня. Заготавливать древесину для снегоступов лучше осенью или зимой, после полной остановки движения соков. Дерево выбирают прямослойное 25-30 см. Спилив, его хранят в помещении, но не разделывают и даже не ошкуривают.
Изготовление снегоступов требует много времени. Практически все операции можно выполнить вручную. Использование же электроинструмента и станков значительно облегчит и ускорит работу.
А вот что совершенно необходимо, так это пропарочная камера. В ней должны помещаться даже самые длинные заготовки обручей. Пропарочную камеру можно изготовить из пластиковой трубы, а пар в нее подавать из закрытого котла.
Для того, чтобы брус получился ровным с каждой стороны, на его гранях карандашом проводят линии, до которых следует обстругать древесину. Эту утомительную работу производят с каждой стороны и от середины заготовки к ее краям. В менее нагруженной передней и задней частях брус делают тоньше. Но тоньше 30 мм его делать нельзя. Он будет недостаточно прочным.
Готовые заготовки выдерживают в пропарочной камере не менее часа, а затем гнут по шаблону и фиксируют в этом положении на две недели. Затем завершают изготовление обруча сращиванием его концов в задней части. Разделанные «на ус» концы (обруч снегоступов с длинным «хвостом» сращивают, соединив концы «внахлест») склеивают эпоксидным клеем и до его схватывания туго обматывают пропитанной клеем лентой из стеклоткани. После отверждения клея соединение зачищают.
Перед обтяжкой обруча в него на шип (для придания необходимой прочности и жесткости всей конструкции) вставляют заранее заготовленные поперечные перекладины. Для перекладин и для крепления сеток обтяжки в обруче выбирают узкие пазы и отверстия. Они не должны сильно ослаблять конструкцию. После подгонки и установки поперечин весь деревянный остов в несколько слоев покрывают полиуретановым лаком.
Из всех этапов работы наиболее трудоемкая и требующая внимательности — это обтяжка. Переднюю и заднюю оконечности обтягивают нейлоновым шнуром, формируя из него сетчатую структуру. Эта часть работы мало чем отличается от установки струны на теннисную ракетку. Среднюю часть (в том месте, где размещается стопа) обтягивают полиуретановой лентой.
Наибольшую нагрузку при ходьбе испытывает узел, с которым соединено крепление для обуви. Здесь лучше всего применить поперечную стяжку из стального тросика в полиуретановой оболочке. Его можно купить на рынке строительных материалов. Такой тросик выдерживает нагрузку даже в экстремальных условиях при переходе по горам.
Крепление для обуви практически не отличается от крепления охотничьих лыж. Оно размещается так, чтобы при подъеме снегоступа перевешивала его задняя часть. В носке крепления не должно быть оплетки. Это позволяет изгибать при ходьбе ногу в подъеме, опуская носок самым естественным образом, что снижает утомляемость.
Может быть, передвижение в снегоступах с первых шагов покажется непривычным, но вскоре вы освоите технику шага и поймете, что зимние сугробы снегоступам не помеха. Кроме практических выгод, передвижение на снегоступах незаменимо для прогулок по местам, до которых добраться другим способом просто невозможно.
Журнал «САМ»