Спарринг-партнеры

Всего 20 лет назад спортивные бренды жили своей, далекой от мира моды жизнью. Сейчас они чувствуют себя в этом мире своими. А в будущем могут и вовсе начать диктовать ему свои условия.

80-е годы XX века были богаты на разного рода культурологические противостояния и конфликты, но ни один из них так не повлиял на развитие моды, как противостояние улицы и подиумов. Это была настоящая схватка: в синем углу фэшн-индустрия с ее знаменитыми европейскими Домами моды, обслуживавшими стареющую и редеющую аристократическую элиту; в красном — спортивная одежда: молодежная, практичная и массовая, а потому эгалитарная и вполне земная.

 
Кроссовки, Yasuhiro Mihara для Puma.

С течением времени пропасть между ними увеличивалась, но молодым и успешным дизайнерам удалось усидеть на двух стульях. Старым же Домам было трудно адаптироваться к новым реалиям. Они оказались не готовы к тому, что спортивная одежда выйдет за рамки жанра, выплеснется на улицы городов и завоюет любовь миллионов.

 В попытке успеть за стремительно уходящим временем, один из ортодоксальных Домов представил тренировочный костюм из меха шиншиллы стоимостью 2 000 фунтов стерлингов — да, эффектно, но совершенно бессмысленно. А смысл всего происходящего как раз в том и заключался, что спортивная одежда необходима не только и не столько для занятий спортом и даже физкультурой, сколько для жизни в целом.
Ближе к концу десятилетия мир моды, приведенный в смятение неуклонным «дезертирством» даже самых преданных приверженцев, объявил перемирие и рванул к нейтральной полосе в поисках путей взаимовыгодного сотрудничества.

Однако это дела давно минувших дней. Мы стали мудрее и прекрасно понимаем, что для этого противостояния никогда не было реальных оснований. Между уличной модой и модой для подиумов всегда было гораздо больше общего, чем было принято считать, да и чем каждая из сторон была готова признать. При всей своей непохожести, стороны не на шутку увлечены театром, который в своих самых смелых проявлениях граничит с театром абсурда. И ту, и другую подпитывают наши желания обладать чем-то особенным, неповторимым.

Оборотистые коммивояжеры поняли это уже в 80-х годах, предлагая где-нибудь в глубинке штучный товар из Европы и Америки. Сейчас мало кого удивляет тот факт, что обутые в кроссовки тинейджеры носят одежду самых продвинутых и дорогих марок. Как, впрочем, и тот факт, что не слишком уже молодые представители среднего класса, привыкшие прислушиваться к последнему писку моды, с юношеским задором азартно гоняются за редкими моделями кроссовок, которые были выпущены когда-то «ограниченным тиражом».

Культурологическая пропасть, таким образом, преодолена. Сегодня дизайнеры спортивной одежды с удовольствием носят одежду от фэшн-дизайнеров и наоборот. Более того, они стали объединяться не только для обмена опытом, но и для больших совместных проектов. Производители спортивной одежды с уважением относятся к эстетике роскоши высокой моды, а модные бренды — к технологическим и эргономическим ноу-хау крупных спортивных брендов. И те, и другие поняли, что цель у них одна: создание идеальной одежды — модной и современной. И лучший способ достичь ее — сотрудничество.

   Кожаные туфли,
украшенные перьями, Y-3.

Прогресс налицо. Об этом ярко свидетельствует и появление первого супербренда дизайнерской спортивной одежды Y-3 [Yohji Yamamoto + Adidas] и сотрудничество Нейла Барретта с Puma — кстати, впервые в истории фэшн-дизайнер стал креативным директором в компании-производителе спортивной одежды.
Война закончилась. И не перемирием, а образованием прочного союза. Насладимся его плодами!

 
1 : NEIL BARRETT+PUMA
Четырехлетний контракт Нейла Барретта, недавно назначенного на пост креативного директора Puma — яркая иллюстрация тезиса о том, насколько тесной стала взаимосвязь и взаимозависимость модной и спортивной одежды за последний десяток лет. Помимо двух линий кроссовок, которые будут выходить каждый сезон под маркой Puma By Neil Barrett, дизайнер будет отвечать за весь спектр одежды и аксессуаров, производимых Puma, координируя работу дизайнеров во всех двенадцати подразделениях компании.

Одна из ключевых задач, поставленных перед Нейлом Барреттом — дизайн одежды, обуви и аксессуаров для спортивных команд, спонсируемых Puma. Список откроет сборная Италии по футболу. «Я буду отвечать не только за игровую форму и экипировку для тренировок, но и за повседневную одежду для игроков!» — с гордостью говорит дизайнер. Каждый сезон Барретту предстоит браться за очередной вид спорта. Ближайшей осенью он вплотную займется автогонками.

2 : JOHN VARVATOS+CONVERSE
Как и большинство американцев его поколения, Джон Варватос почти всю жизнь носил кроссовки фирмы Converse. Так что когда представился шанс поработать над новым дизайном моделей Jack Purcell и Chuck Taylor All Stars — культовых атрибутов его мятежной юности — он не заставил просить себя дважды. Здесь все очень логично: дизайнер, известный своей приверженностью американской классике рок-н-ролла, занимается ее творческим переосмыслением.

3 : KIM JONES+UMBRO
Закончившаяся, но еще не забытая схватка между жестким уличным стилем и модным гламуром — вот определяющее направление в сотрудничестве Ким Джонс и Umbro. Это подчеркнуто и в названии их совместного детища: «Контраст». Былое противостояние сегодня символически представлено контрастом между синтетическими материалами верхней одежды и натуральными тканями толстовок, топов, футболок. Комплексный подход подразумевает «слоистость» синтетического и натурального. Любопытный факт: два бриллианта логотипа Umbro, служившие визитной карточкой спортивного бренда, в руках Джонс стали декоративным принтом в стиле оп-арт.

4 : LUELLA+VANS
Модели запущенной всего год назад линии Vans' Vault разработаны с учетом лучших достижений [и с технологической, и с эстетической точек зрения] за 27-летнюю историю этой ставшей уже культовой среди скейтбордистов марки обуви. Подбором рисунков и сочетаний цветов для этой линии занималась фэшн-дизайнер Луэлла Бартли, подписавшая контракт о сотрудничестве с Vans на четыре предстоящих сезона. Коллекция 2004 года создана по мотивам линии Sk8-Hi конца 70-х — одной из первых моделей обуви, разработанной специально для занятий скейтбордом. В новой редакции эта обувь предстала в суперярких — «психоделических» — цветовых решениях, отсылающих к эпохе расцвета калифорнийской культуры уличного спорта.

5 : PAUL SMITH+REEBOK
В 80-е годы — когда надевать кроссовки под костюм осмеливались только Роберт Смит из The Cure и Энтони Уилсон из Factory Records — то, что сегодня делает Пол Смит, было абсолютно немыслимо. Тем более забавно то, что новейшая модель обуви PSR Two — результат 2-го раунда сотрудничества Пола Смита с Reebok — сознательно возвращает нас к стилю начала 80-х с его смелыми сочетаниями цветов.

6 : JIL SANDER+PUMA
В 1997 году, когда Жиль Сандер решила запустить линию спортивной одежды, за помощью в работе над обувью она обратилась к Puma. Итог этого сотрудничества оказался успешным не только благодаря богатейшему технологическому опыту Puma, но и приверженности Jil Sander стилистике шикарного минимализма. Первым плодом этого сотрудничества стали кроссовки модели King, разработанной на базе футбольных бутс, выпущенных Puma в конце 60-х годов, которые были воспроизведены Jil Sander в новом цвете и с обычной «беговой» подошвой вместо шипованной футбольной. С тех пор Jil Sander и Puma выпустили не только несколько линий кроссовок на базе ретро-стиля от Puma, но и суперсовременные модели, в том числе для занятий карате и классической борьбой.

7 : YOHJI YAMAMOTO+ADIDAS
В 2001 году компания Adidas выпустила серию iSigned, основанную на классических моделях Adidas. Над новым дизайном среди прочих дизайнеров потрудились Костас Муркидис, Стелла МакКартни и Ноки. Результатом этого сотрудниче
ства явились несколько коллекций по 100 пар, которые вполне закономерно сразу же стали редкостью. Вскоре последовал альянс с Йоджи Ямамото, который в свое время обратился к Adidas за помощью в создании серии элитных кроссовок и обуви для кикбоксинга для одного из своих показов. Через два сезона рабочие отношения переросли в отдельную марку Y-3, ставшую первым брендом, соеднившим спорт с высокой модой.
Первая коллекция Y-3 была показана осенью 2002 года в Париже. Это была не только модная и функциональная обувь, но и современная спортивная и повседневная одежда, главной отличительной чертой которой стало сочетание чистых линий кроя и новых материалов — сочетание, которое таит в себе массу возможностей для будущего сотрудничества между дизайнерскими и спортивными брендами.

Олег Михеев и Sophia Plessas
Jalouse.ru