Главный герой голливудского фильма «Крутящий момент» (Torque) ездит на мотоцикле, который быстр «как ураган» и разгоняется со странным пронзительным звуком, напоминающем взлёт истребителя. Спецэффект, бутафория? Мало кто знает, что это реальный аппарат.
|
Экзотический аппарат называется MTT Turbine Superbike, а выпускает его американская компания MTT.
Мы не оговорились. Мотоцикл можно купить за $200 тысяч. Если повезёт дождаться очереди. Ведь объём его производства составляет всего 5 штук в год.
Это — единственный легальный (допущенный к движению на обычных дорогах) мотоцикл, оснащённый газотурбинным двигателем (словно вертолёт или турбовинтовой самолёт).
Сердце машины — модифицированный для данного применения авиационный Rolls Royce — Allison 250 — газотурбинный двигатель с выводом мощности на вал.
При собственном весе в 61,2 килограмма двигатель развивает 320 лошадиных сил (на 52 тысячах оборотах в минуту). Весь вес мотоцикла составляет 227 килограммов.
|
Двухступенчатая автоматическая трансмиссия (с возможностью ручного переключения) понижает эти чудовищные обороты до тех, с которыми обычно вращаются колёса мотоцикла, попутно пропорционально повышая крутящий момент.
Человек, способный совладать с таким потоком мощности и крутящего момента, может разогнаться на этом мотоцикле до 365,3 километра в час.
Интересно, что при покупке MTT Turbine Superbike у клиента крайне небогатый выбор оснащения: он может заказать цвет машины, а также — одноместное или двухместное седло.
Но мотоцикл оборудован на редкость любопытно. Например, сзади стоит телекамера, транслирующая картинку на цветной ЖК-дисплей.
Кроме того, в стандартное оснащение входит комплекс радар-детекторов (радио и лазерных), просматривающих пространство как впереди, так и позади мотоцикла.
Из любопытных особенностей также нужно отметить колёса из карбона.
|
|
Состоятельных байкеров сразу заинтересует практический вопрос: «Хорошо, купил я это чудо, а чем же его буду заправлять?».
Как ни странно, этот авиадвигатель не откажется от автомобильного дизтоплива, хотя и авиационный керосин также подойдёт.
Интересно, что MTT, по своему основному профилю, вовсе не мотостроительная компания. Но применение модифицированных газотурбинных двигателей на земле и, главным образом, в море — её конёк.
К ней обращаются за роскошными катерами и яхтами, а также — мощными пожарными насосами, приводимыми в движение газотурбинными движками.
Эта же компания сотрудничает с американскими ВМС в деле оборудования такими движками небольших военных катеров.
Кстати, на автомобили газотурбинные двигатели пытались ставить давно. Получалось не очень здорово — неэкономично, шумно, а главное — необычайно дорого.
Аналогично, по той же причине газотурбинные двигатели не нашли широкого применения на морской технике (разве, только у военных они распространены, но в этом случае цена не играет большой роли).
MTT считает, что с новейшими технологиями в этой области пришла пора пересмотреть старые взгляды на применение таких моторов на суше.
И экономичность и цена газотурбинных движков понемногу улучшаются. Хотя едва ли они пока сравнятся с дизелями. Но и преимущества у газотурбинных моторов перед всеми прочими типами транспортных двигателей — серьёзные. Это рекордное отношение мощности и веса, уравновешенность и надёжная смазка.
|
Подшипники вала ведь никак не контактируют с камерой сгорания, в то время как в обычных ДВС смазка на стенках цилиндра каждый такт попадает «в пекло», частично сгорает. А ещё в ДВС масло быстро загрязняется.
Так что, несмотря на экзотичность газотурбинного двигателя и его колоссальную (для мотоцикла) мощность — компания обещает тысячи часов работы без переборки.
Впрочем, владельцев такого экзотического мотоцикла едва ли испугает необходимость дорогого техобслуживания.