ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. «ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ»
99 процентов горнолыжников рано или поздно сталкиваются с самой неприятной и раздражающей «травмой» снаряжения — глубокими царапинами и вырванными «с корнем» кусками скользящей поверхности лыж. «Ножом по сердцу» — так сами горнолыжники называют подобные повреждения. Стальная арматура, «вылезшая» из склона, расположенного в городской черте, острый камень на ободранной до основания кавказской трассе — частые причины испорченного прекрасного дня, а то и целого отпуска. Однако, даже самый тяжелый случай поддается восстановлению и лечению. Но если вы хотите качественного лечения и быстрого восстановления — обращайтесь к профессионалам.
- Диагностика. «Классический» случай: вырванный вместе с основанием — кусками стекловолоконной оплетки и деревянного клина, обширный кусок полиэтиленовой скользячки. Сильно поврежден стальной кант, который фактически выбит из своего места в теле лыжи. Кататься на такой лыже больше нельзя.
- Очистка раны и подготовка операционного поля. Необходимо очистить место, которое будет ремонтироваться и удалить куски болтающихся нитей стекловолокна, деревянных сколов, заноз и т.п. С помощью стальной линейки и дизайнерского ножа следует обрезать травмированное место так, чтобы у «раны» были ровные края. Для этой цели очень хорошо подходят специальные вырубки, имеющие определенные формы. На этом же этапе из старой лыжи, а еще лучше из специального «ремонтного» полиэтилена вырезается заплатка «в размер».
- Острой стамеской, скальпелем удаляются все излишки скользячки и окончательно зачищается основа, на которую будет монтироваться «заплатка».
- Дрелью со специальным алмазным кругом вырезается кусок поврежденного канта. Не пытайтесь сделать это простой бытовой ножовкой — сталь из которой сделан кант «по зубам» только алмазу. Обязательно обрезайте кант под углом — вмонтированный новый кусок в этом случае будет лучше держаться. Аккуратно извлеките вырезанный кант из тела лыжи.
- Очищенная от заноз, лишнего полиэтилена, с удаленным кантом «операционная зона».
- Из старой лыжи вырезаем «с запасом» кусок канта, подходящего по размерам и сечению.
- Подгонка «протеза» под размер и привинчивание его шурупами. Идеальный вариант — прикручивать шурупами кусок канта уже приклеенный к основе клеем «Момент». Это удлиняет процедуру, но улучшает ее качество. Дрелью с алмазными насадками стесываются «заподлицо» головки шурупов.
- Если вы надеетесь на временный ремонт — лишь бы докатать до конца отпуска, то можно приклеить заплатку «Моментом» предварительно продезинфицировав место бензином или слабым растворителем. Однако, если вы располагаете временем и желанием сделать ремонт качественно на 100%, чтобы потом на лыже можно было откатать еще не один сезон — необходимо воспользоваться специальными клеями, которые очень дороги и «водятся» только в специальных ремонтных мастерских.
- Прижать и подогреть — необходимые условия качественного приклеивания.
- Специальным рубанком снимаются излишки полиэтилена и производится черновое выравнивание поверхности.
- Шлифовка скользящей поверхности лыжи кантов возможна и в домашних условиях, но лучше все-таки ее делать на фирменных станках: и быстрее и качественнее.
- После замены и шлифовки кант как новенький. Попробуйте найти место ремонта!
- Заплатка стала составной частью скользящей поверхности. И хотя она может выделяться по цвету, это ее единственное отличие. Операция проведена успешно, больной будет жить!
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «МЕСТНАЯ АНАСТЕЗИЯ»
Ремонт царапин
- Диагноз. Глубокие царапины на скользящей поверхности вряд ли смогут испортить вам отпуск и превратить ваше катание в муку, и все же — если такие «мелочи» не «лечить», они очень быстро превратятся в крупные неприятности: сколы полиэтилена, коррозия внутренней начинки, разрушение лыжи «изнутри». Итак, диагноз — мелкие и крупные царапины (доходящие до внутренней начинки лыжи).
- Очистка и дезинфекция раны. Острым ножом срезаются полиэтиленовые заусенцы, выступающие за скользящую поверхность. Напильником, или любым другим предметом с острым наконечником из царапины вычищаются остатки старого парафина, мази, заусенцов. «Дезинфекция» места операции слабым растворителем (лучше всего — фирменным, имеющим специальную для этого концентрацию).
- Лечение раны. Существует несколько способов лечения царапин, заплавление их новым полиэтиленом. а) «Скорая помощь». Этот способ вполне можно применять в горах, во время отпуска, «на коленках». Для этого необходимо взять с собой в поездку палочку специального ремонтного полиэтилена (его можно купить в горнолыжных магазинах). Эта палочка поджигается и льющимся жидким полиэтиленом заделывается царапина. Очень важное условие при этом — палочку необходимо держать непосредственно около поверхности лыжи, и полиэтилен не должен гореть ярким, жарким, красным пламенем! Только тусклым синим! Иначе, место заплавки растрескается и выкрошится. Не забывайте, покупая полиэтилен, что скользящие поверхности бывают разные — содержащие большое количество графита (черного цвета) и не содержащие — белого. Соответственно вашей скользячке, подбирайте ремонтный материал! б) Другой, не менее эффективный способ лечения — с использованием полиэтиленового порошка. Им засыпается царапина, потом кладется сверху специальная пленка и «бутерброд» проглаживается утюгом. Растекаясь под воздействием тепла расплавленный порошок очень хорошо заполняет все полости царапины. Кроме того, при этом способе гарантированы «совмещение тканей» — скользячки и ремонтного материала, а также — температура ремонта, которая регулируется утюгом. в) «Оружие массового лечения» — пистолет для заливки царапин. Встречается редко, только в специализированных мастерских, так как довольно дорог. Фактически годится при всех случаях заболевания, а результаты — самые лучшие.
- Результаты заливки свежим полиэтиленом. Хорошо видны следы от воздействия пистолета. Совсем не видны царапины.
- Предварительная шлифовка поверхности. Годится для завершения работ в походных условиях. Выполняется, в самом лучшем случае, двумя напильниками: крупным — для снятия лишнего полиэтилена и мелким — для шлифовки. После этой операции на лыже уже можно кататься. Но, для тех, кто по настоящему дорожит своим снаряжением и хочет, чтобы оно выглядело идеальным, мы рекомендуем чистовую шлифовку.
-
Чистовая шлифовка скользящей поверхности. Делается только стационарно, на специальных станках, хорошими мастерами. Результаты проведенного лечения — на лицо, то есть — на лыже, чья скользящая поверхность стала как новенькая и еще долго-долго будет вам служить верой и правдой.
Ремонт выдранных креплений
Очень часто при падениях вперед ногами, после вылетов с крутых бугров, на большой скорости горнолыжник врезается пятками лыж в снег. Нормальная реакция креплений старых моделей или плохо отрегулированных новых — вылететь из тела лыж вон, выдрав вместе с собой шурупы, на которых они были установлены. Тяжелая травма с возможными осложнениями… Хорошим исходом считается если с креплениями выдраны только шурупы, а не куски самой лыжи. Потому что, тогда уже никакое лечение не поможет — только в морг, то есть — на помойку. Но не будем о грустном! Представим себе, что все обошлось и перед нами легкий случай — крепления выдраны, но сама лыжа уцелела, а у ее хозяина есть горячее желание поставить те же крепления обратно, на ту же лыжу.
- Диагноз. Крепление вырвано, но отверстия от установки более- менее ровные, без сколов пластика и глубоких трещин.
- Расверливание отверстий. Старые отверстия, оставшиеся от прежней установки могут быть в микротравмах — трещинах, сколах, заусенцах. Если устанавливать крепления на тоже место, используя шурупы большего размера резьбы, то результат будет непредсказуем. Мы советуем, в качестве первого шага лечения, рассверлить отверстия с использованием специального сверла. Кроме того, желательно использовать специальный шаблон, который не позволит сверлу уйти вбок или проделать отверстие насквозь.
- Результат рассверливания. Отверстие точно посередине, края ровные.
- «Операционный шов». Заделка отверстий специальными заглушками. Установка креплений на место. Полиэтилен — материал, из которого должны быть сделаны заглушки, забиваемыев новые отверстия не коррозирует, не гниет, достаточно вязок для того, чтобы держаться в теле лыжи намертво. Заглушки можно сделать и самим, но лучше использовать фирменные — они точно соответствуют размеру сверла и сделаны из идеального для этой операции материала. Для лучшего эффекта необходимо использовать клей — можно «Момент», но лучше — фирменный. После установки заглушек необходимо подождать пока застынет клей и только тогда (от полутора часов до одних суток) ставить ваши крепления заново, на прежнее место.
- Успешное протезирование — залог долгой жизни. После такой операции на лыжах можно кататься. Они фактически не поменяют своих свойств. Но, все-таки необходимо помнить, что «искусственное — не живое» и места установки ваших креплений немного, но все же ослабли. Поэтому — поосторожней с крутыми буграми и полетами вперед ногами.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»
Третья часть нашего рассказа о ремонте и настройке горных лыж посвящена подготовке горных лыж к хранению летом. После окончания сезона самое время залечить «старые раны», позаботиться о том, чтобы лыжи были приведены в порядок. Это необходимо сделать, так как несложные профилактические процедуры продлевают полноценную жизнь лыж. Благодаря этому через полгода вам не придется прибегать к более сложному ремонту из-за небольшого пятнышка ржавчины на канте, оставшегося после зимы.
- Прежде всего необходимо тщательно очистить скользящую поверхность лыжи и канты от старой смазки, грязи и ржавчины. Сразу оговоримся, что делать это необходимо в «стационарных» условиях, а именно — в специальных мастерских. Необходимо это по следующим причинам. Во-первых, качественно отшлифовать «скользячку» и канты можно только на станке. Во-вторых, после шлифовки на станке скользящую поверхность и канты следует обработать специализированным растворителем с составом и концентрацией, которые идеально подходят для поверхности лыж.
- После шлифовки и очистки поверхности и кантов растворителем необходимо отциклевать скользящую поверхность, а затем — отполировать тканью «фибратекс» для снятия микрозаусенцев.
- Обработка скользящей поверхности парафином производится специальным утюгом с терморегулятором и специальным гранулированным парафином. Эта профилактическая мера необходима для того, чтобы залить микротрещины в поверхности, очистить ее от старых слоев парафина и смазки, насытить «скользячку» парафином, уберечь полиэтилен от высыхания. Гранулы раскладываются по всей поверхности лыжи и затем проглаживаются утюгом. Следите за тем, чтобы растекшийся парафин не начал слишком дымить, это будет говорить о том, что вы используете слишком горячий утюг.
- Циклевка излишнего парафина. Эту операцию необходимо делать еще до того, как парафин застыл. Это поможет более качественно удалить старую смазку.
- У большинства современных горных лыж скользящая поверхность представляет собой смесь полиэтилена с графитом для улучшения свойств скольжения. В процессе эксплуатации графит вытирается из скользящей поверхности. Проблему можно решить, обработав скользящую поверхность специальным парафином с графитовыми добавками. Действия такие же, как в пункте 3 и 4. Если нет гранулированного парафина, то можно использовать целый кусок, предварительно расплавив его о горячую поверхность утюга и залив им всю «скользячку» ровным слоем. После проглаживания утюгом поверхности — циклевка.
- Защита кантов от коррозии с помощью парафина и «поглотителя ржавчины». Перед окончательной обработкой поверхности лыжи парафином необходимо позаботиться об обработке и консервации стальных кантов. С помощью шлифовки на станке с них была удалена ржавчина, но чтобы она не появилась в процессе летнего хранения, необходимо обработать канты специальным «поглотителем ржавчины». Затем возьмите в руки кусочек парафина, тщательно натрите им всю поверхность канта. После финишной «горячей» обработки поверхности лыжи этот парафин растает и, покрыв канты, надежно защитит их от коррозии.
- Окончательная заливка парафином успешно консервирует лыжу в межсезонье. Выполняется точно так же, как в пункте 3. Только после того, как вся поверхность лыжи залита слоем парафина, она не зачищается циклей.
Подобные меры по профилактике и предупреждению коррозии, высыхания лыж основательно укрепят их здоровье, помогут им хорошенечко отдохнуть летом, а уж лыжи потом вам отплатят преданностью и надежностью на зимних трассах.
А. Козлов
Журнал «Лыжный Спорт»